Экскурсия руководителя проекта Натальи Самойленко «Вглядимся в лица»
20 июля 2017 года кураторскую экскурсию проведёт Наталья Юрьевна Самойленко, заместитель генерального директора Российской государственной библиотеки, руководитель проекта. Наталья Юрьевна приглашает пройти с ней по Ивановскому залу и всмотреться в лица людей — на живописных портретах, на общих фотографиях сотрудников музея, на уличных снимках. Посмотреть в глаза тем, кто кропотливо собирал сокровища для Румянцевского музея, тем, кто сберёг их и приумножил, — и тем, кто находился на расстоянии выстрела от Ваганьковского холма.
Лица на полотнах XIX века — торжественные и значительные, полные достоинства. Граф Николай Петрович Румянцев, стремившийся создать музей, рассказывающий об истории, искусстве, самобытности и природе России, смотрит с копии портрета кисти Джорджа Доу. Останавливает взгляд портрет Александра Ивановича Румянцева, написанный великим русским живописцем Владимиром Лукичом Боровиковским. Строг и спокоен Авраам Сергеевич Норов — писатель, переводчик, библиофил, государственный деятель. В 1863 году Авраам Сергеевич отдал в Румянцевский музей библиотеку из 16 тысяч томов, собранную им в 1830—1860-х годах, в которой были научные издания XVIII—XIX веков, 47 автографов XVI—XIX веков, архивные материалы и рукописи. В библиотеку входила коллекция прижизненных изданий Джордано Бруно — 18 из 26 книг, 155 инкунабул, коллекция эльзевиров.
С фотографий на стенах выставки смотрят сотрудники Румянцевского музея, которые в 1917 году стали настоящими хранителями цивилизации. Трудно представить, каково им пришлось — когда надо думать не только о куске хлеба, о безопасности для себя и своих близких, но и о сохранении в целости сокровищ, собранных в музее к 1917 году, и о спасении частных коллекций. Которые необходимо было вырвать из рук мародёров, защитить от разграбления и уничтожения.
Один из ключевых экспонатов выставки «Москва, 1917. Взгляд с Ваганьковского холма» — альбом с фотографиями, который нашли в фондах сотрудники отдела изоизданий и принесли Наталье Юрьевне Самойленко. Этот альбом и стал той отправной точкой, с которой началось создание выставки. Эти фотографии никогда не публиковались, их автор неизвестен. На снимках — люди 1917 года. Манифестация — взволнованные лица, на которых ожидание и надежда. Суровые лица красногвардейцев. Застывшие взгляды — на похоронах юнкеров. Рассмотреть их можно в фильме, который демонстрируется на втором этаже Ивановского зала. Хроники тех лет, снятые на киноплёнку, нечёткие и несовершенные, не позволяют увидеть деталей, задержать взгляд на участниках событий. А вот оцифрованные и увеличенные фотографии дают возможность разглядеть людей 1917 года.
Видеоанонс экскурсии
Важная часть выставки в Ивановском зале — подготовительные материалы и страницы рукописи романа Александра Исаевича Солженицына «Красное колесо», посвящённой весенним революционным дням 1917 года в Москве. Родители Александра Исаевича познакомились в Москве 1917-го — как раз неподалёку от Румянцевского музея. Студент Московского университета, уроженец Ставрополья Исаакий Солженицын в августе 1917-го в походной церкви 1-й гренадёрской артиллерийской бригады венчался со своей землячкой Таисией Щербак, с которой познакомился в апреле того же года в Москве во время короткого отпуска из действующей армии. Историю знакомства родителей — Сани и Ксени, как их зовут в романе, — Александр Солженицын описал в «Красном колесе». Моховая, Александровский сад, Иверская часовня — места прогулок и мечтаний Ксени и Сани — символы жизни дореволюционной России, перерубленной катастрофой 1917 года.
Наталья Самойленко говорит:
«Выставка „Москва, 1917. Взгляд с Ваганьковского холма“ — не столько о событиях, сколько о людях, об их ощущениях и о нашем желании их понять. Понять — и задать им вопрос: а как вы это пережили?»